Пример компенсации внешних эффектов. Внешние эффекты. Государственное регулирование внешних эффектов

В ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Они представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением какого-либо блага, но выпадающие на долю третьей стороны, то есть лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты (издержки) не отражаются в цене произведённого товара и не получают на рынке адекватной денежной оценки. Следовательно, рыночное равновесие нарушается, и государство призвано это равновесие восстановить.

Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными и, соответственно, приносят третьим лицам прибыли или убытки.

В качестве примера отрицательных внешних издержек можно привести Загрязнение окружающей среды. Производитель, скажем, древесины загрязняя атмосферу ядовитым дымом, или сливая вредные отходы в реку, переносит часть своих издержек на жителей данного региона, никак эти издержки не компенсируя. Следовательно, фактические затраты производителя, учтённые в цене готового товара, оказываются меньше полных издержек (так как отрицательные последствия загрязнения воды и воздуха здесь не учтены). В данном случае государство должно учесть последствия отрицательного внешнего эффекта и компенсировать жителям внешние издержки, связанные с загрязнением.

5. Регулирование рынка труда.

Такое регулирование проводится, как правило, по двум основным направлениям.

    Первое - регулирование уровня и продолжительности безработицы. Сюда относится: организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах, развитие профессионального обучения и переквалификации, осуществление постоянного контроля над состоянием рынка рабочей силы, финансирование исследований проблемы занятости.

    Второе - социальная защита безработных. Политика государства в этой области должна, с одной стороны, материально обеспечить людей потерявших работу, а с другой - учитывать реальные возможности экономики и стимулировать стремление человека к трудоустройству. Поэтому государственная социальная помощь должна быть избирательной, адресной и экономически обоснованной.

6.Антиинфляционное регулирование.

Различают антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

    Антиинфляционная стратегия включает в себя ограничение денежной массы, сокращение дефицита государственного бюджета, совершенствование налоговой системы, а так же устранение инфляционных ожиданий.

    Антиинфляционная тактика включает поддержку формирования новых рынков, разумную приватизацию государственной собственности, понижение уровня ликвидности сбережений путём повышения ставок процента по вкладам, а так же повышение курса национальной валюты. К радикальным тактическим мерам относится и денежная реформа конфискационного типа, которая хотя и не способна устранить причины инфляции, но может на сравнительно короткое время снизить текущий спрос.

7. Обеспечение экономической безопасности.

Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, расслоения общества, а также стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в стране ситуацию в своих экономических и политических целях.

План семинара по теме 2.1.

Необходимость, сущность, принципы и основные направления государственного регулирования экономики.

Под внешними эффектами (экстерналиями ) понимаются изменения в благосостоянии субъектов, не обусловленные их действиями на рынке и не отражаемые в ценах. Поскольку экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, они приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике или иначе, переливу ресурсов .

Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные внешние эффекты сопровождаются негативными последствиями для третьих лиц, то есть лиц, не являющихся участниками рыночной сделки. Они ведут к издержкам перелива , что означает неполное отражение в кривых спроса и предложения всех издержек производства определенного товара. Вследствие этого ресурсы в производство данного товара поступают в чрезмерном количестве, равновесный объем производства Qe выше оптимального Qo - наблюдается его перепроизводство, а равновесная цена Pe ниже цены Po, которая имела бы место при учете издержек перелива (рис. 9.1.).

Рис 9. 1. Отрицательный внешний эффект

Отрицательный внешний эффект равен стоимости использования ресурса, которая не отражается в цене продукта, например, виде ущерба от загрязнения воды. Если через МЕС обозначить предельные внешние издержки, то есть дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц, а через МРС - предельные частные издержки, включающие только стоимость услуг тех ресурсов, которые фирма покупает или которыми владеет, то при отрицательном внешнем эффекте предельные общественные издержки MSC= МРС+ МЕС.

Государство, пытаясь исправить отрицательные внешние эффекты, проводит различную политику, либо за счет установления законодательных норм, либо за счет установления корректирующих налогов.

При положительном внешнем эффекте возникают выгоды перелива . Ресурсы поступают в производство данного товара в недостаточном количестве и равновесный объем производства Qe ниже оптимального Qo, наблюдается его недопроизводство (рис.9.2.). предельная индивидуальная полезность данного товара (MPB ); предельная общественная полезность на величину внешней для данной сделки выгоды МЕВ; , предельные общественные издержки MSC = MPB +МЕВ.

Рис. 9.2. Положительный внешний эффект

Положительные внешние эффекты приводят к выгодам третьих лиц.

В целом государство для трансформации внешних эффектов во внутренние использует два вида регулирующих мер: законодательные ограничения и налоговые меры в виде корректирующих налогов и субсидий. При законодательном ограничении на загрязнения правительство устанавливает нормы выброса как такие объемы и виды загрязняющих веществ, которые могут сбрасываться в разрешенных количествах бесплатно. Дальнейшее увеличение выбросов запрещается. Законодательные ограничения побуждают фирмы соблюдать нормы, но не стимулируют к уменьшению выбросов ниже установленных норм.

Корректирующий налог (налог Пигу) - это налог, которым облагается производитель негативной экстерналии. Он устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. В условиях свободной конкуренции это приводит к тому, что цена продаваемого товара растет до тех пор, пока она не станет равной предельным общественным издержкам производства данного товара и производство продукции с отрицательными внешними эффектами сокращается до оптимального уровня.

Корректирующая субсидия - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Корректирующая субсидия направлена на интернализацию внешнего эффекта путем оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его выпуска до эффективного уровня. Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями.

Необходимость воздействия государства на экономическую сферу и степень этого воздействия зависят от чрезвычайно большого количества факторов: как от состояния рыночной экономики в целом, так и от стратегии государственного экономического развития. Основные причины отказов (провалов) рынка и государственного вмешательства сводятся к следующему:

1. Монопольная власть . Парето-эффективное равновесие в производстве и потреблении может возникнуть только на рынке совершенной конкуренции. Однако реальные рынки весьма далеки от подобного состояния. В связи с этим необходимо рассмотреть проблему монополии и выбор адекватной реакции государства.

2. Внешние эффекты, или экстерналии – прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.

Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов следующие:

– административно - законодательный контроль;

– создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске. Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне;

– косвенное вмешательство государства;

– интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек в частные.

3. Общественные блага. Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:

– неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;

– неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага;

– неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

Если какой то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало. Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника : условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.

4. Асимметричность информации. Достижение Парето-эффективности подразумевает абсолютную информированность покупателей и продавцов о свойствах потребляемых благ, но на практике подобная информированность недостижима. Получение информации о качестве товара стоит дорого, поэтому чаще всего продавцы знают о характеристиках блага гораздо больше, чем поку­патели. Определенную позитивную роль в сфере информированности потреби­телей могут играть общества защиты потребителей, независимые экспертизы, информированность населения в СМИ и специальной литературе. Но и этого часто оказывается недостаточно. Основную заботу по устранению нежелатель­ных внешних воздействий должно взять на себя государство. Прежде всего, это касается законодательной области: преследование мошенничества по закону, регулирование трудовых отношений и юридических споров и т.п.

Что нужно сделать, чтобы устранить этот провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза

Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем привлекают государство.

Решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод и издержек перелива возможно следующими способами:

1) принятием соответствующих нормативных актов, которые обязывали бы производителя нести затраты по снижению отрицательных побочных эффектов;

2) стимулированием производителей, занимающихся производством товаров, обладающих положительным побочным эффектом;

3) стимулированием и прямым финансированием потребителей, предъявляющих спрос на товары с «положительным побочным эффектом»;

4) государство может само выступить в роли производителя соответствующих товаров и услуг.

Наиболее часто применяемыми формами государственного регулирования внешних эффектов являются:

1) Административно-командные методы – связаны с прямым запретом или требованием выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

2) Корректирующие налоги (налоги А. Пигу) – налоги на выпуск товаров или услуг, которые поднимают предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводят к сокращению производства. Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу продукции.

3) Корректирующие субсидии – это платежи потребителям или производителям товара, который создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешних эффектов посредством воздействия на цену потребляемого товара, которая увеличивает объем его производства до эффективного уровня.

Теорема Коуза

Не все решения в сфере регулирования внешних эффектов происходят при непосредственном участии государства. Исследование, предпринятое Рональдом Коузом, показало, что добровольные переговоры между заинтересованными сторонами при определенных условиях могут привести к эффективному результату.



При нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими агентами, частные и социальные издержки будут равны. Регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без участия государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

Общественный выбор и государственные решения

Каждый раз, когда речь заходит о теории общественного выбора, первым делом вспоминают имя нобелевского лауреата по экономике 1986 года Дж. Бьюкенена. Этот экономист был в числе авторов, выбравших абсолютно новое направление экономического анализа – нерыночные отношения. Первая его статья на тему «Чистая теория общественных финансов: предполагаемый подход» была опубликована еще в 1949 году. Лишь в конце 80-х годов ХХ века за этим направлением закрепилось собственное название – теория общественного выбора.

Теория общественного выбора – это изучение политики с применением инструментов и методов экономики в отношении коллективных или нерыночных решений. В связи с этим теория общественного выбора имеет сегодня и другое название – новая политическая экономия.

Согласно представлениям Дж. Бьюкенена, эта новая дисциплина строится на двух методологических постулатах:

1) Индивид преследует свои собственные интересы;

2) Политический процесс, с помощью которого индивид реализует свои интересы, рассматривается как разновидность обмена.

Постулату индивидуализма отводится при этом главное место. Политические и другие институты оцениваются в соответствии с тем, насколько хорошо они позволяют индивидам преследовать собственные интересы. Индивидуализм, выбранный Бьюкененом в качестве предпосылки анализа, как раз и позволяет осмыслить политический процесс как взаимовыгодный процесс обмена. Идеалом является установление таких общественных институтов, которые подобно конкурентному рынку позволят преследующим индивидуальные интересы индивидам одновременного обеспечивать и общественные интересы.

Общественный выбор – представляет собой процесс объединения частных предпочтений в коллективные решения. Однако, в отличие от рынка частных благ, политический рынок, где решения принимаются коллективно, становится все менее эффективным с ростом числа участников. Общественное решение может быть эффективным, если за него проголосовали единодушно. Если же число участников сделки увеличивается, то вероятность единодушия сокращается до нуля, так же как и возможность установить эффективное состояние.

Рынок частных благ имеет более высокую способность к «точной настройке» – человек может выбрать между многочисленными разновидностями одного блага. Общественный выбор осуществляется из малого набора взаимосвязанных альтернатив. По этой причине, коллективные решения являются чаще всего принудительными, по сравнению с частными решениями, и принимаются в основном правительством.

В рамках теории общественного выбора для объяснения процесса выбора рассматриваются различные методы принятия коллективных решений.

Единодушие

Многие социальные деятели и экономисты подчеркивают преимущества решений, принятых при всеобщем согласии и единодушии. При этом подходе необходимо, чтобы все и каждый были согласны с принятым коллективным решением.

Ни одно решение не может быть принято без согласия каждого члена общества, что означает, что все решения должны повышать доход каждого члена общества. Избирательная система, основанная на единодушии, будет гарантировать, что все принятые решения будут эффективными. Кроме того, так как каждый избиратель согласен с любым решением, при такой системе не будет принуждения меньшинства большинством.

Но всеобщее согласие требует огромной энергии и значительного времени. Избирательная система, основанная на единодушии, настолько бы увязла в бесконечных переговорах и отсрочках, что практически ни одно решение не могло бы быть выполнено. При управлении по принципу единодушия вероятно сохранение равновесия, независимо от того, благоприятно оно или нет.

Правило большинства

Практически все демократические органы власти при принятии решений основываются на правиле большинства.

Закон или правило считается принятым только тогда, когда за него проголосовало более половины избирателей.

Свойства правила большинства:

1) правило большинства не гарантирует эффективности;

2) правило большинства может привести к «тирании большинства». Большинство может вынуждать меньшинство принять его политическую волю с помощью дискриминации, перераспределения дохода или жестоких законов. В условиях единодушия такая тирания невозможна.

Очевидно, что недостатки политического рынка и принятия решений по правилу большинства определяют склонность теоретиков общественного выбора отдавать первенство частному рынку перед государством везде, где это возможно. Однако, как быть там, где частный рынок не работает или работает крайне неэффективно и требуются коллективные решения?

Дж. Бьюкенен предложил решение этой проблемы, получившей название «конституционная экономика». Для того, чтобы политический механизм стал по своей сути и эффективности подобным рынку совершенной конкуренции, все индивиды должны быть, во-первых, участниками одного и того же контракта, во-вторых, как уже отмечалось, этот контракт должен быть заключен единодушно. И этот контракт – Конституция.

В государствах с демократическим устройством политический курс определяется, как мы выяснили, в конечном счете, не предпочтениями отдельного индивида (монарха или диктатора), а результатами всеобщих выборов, а также голосований в центральных, региональных и местных представительных органах.

Голосование представляет собой процедуру коллективного выбора. Понятно, что от свойств процедуры может во многом зависеть принимаемое решение. Процедура в данном случае призвана служить поиску вариантов, в наибольшей степени приемлемых для всех, кто участвует в голосовании. Процедуры голосования базируются на принципе приоритета большинства.

При анализе проблем, возникающих в ходе коллективного выбора, обычно в качестве примера используется простейшая процедура голосования, а именно попарное сравнение альтернатив на основе правила большинства.

Рассмотрим пример, в котором каждый член общества расположит три варианта в таком порядке, который соответствует её или его предпочтениям, а потом сделает наиболее предпочтительный выбор. Это значит, что каждый участник голосования заявит, например, что он предпочитает 1-ый товар 2-ому, 2-ой третьему. Затем мы можем попытаться, используя процедуру голосования, определить общий профиль предпочтений в обществе. Точнее говоря, может быть сделан выбор одного из любых двух общественных товаров, а победивший в этом состязании соревнуется с третьим общественным товаром.

Допустим, городские власти имеют не использованные средства для строительства либо нового стадиона, либо театра, либо больницы. Решение должно быть принято путем опроса граждан или голосования депутатов местного представительного органа. Как среди граждан, так и среди депутатов имеются по три равные по численности группы. Члены первой группы более всего предпочитают театр, на втором месте для них стоит больница, а на третьем – стадион. Для второй группы характерны несколько иные предпочтения: на первом месте больница, на втором - стадион, на третьем - театр. Наконец, предпочтения третьей группы располагаются в таком порядке (по убыванию): стадион, театр, больница.

Сведем эти предпочтения в таблицу, характеризующую данный профиль предпочтения (табл. 1).

Таблица 1

Профиль предпочтения избирателей

Больница против стадиона: «победила» больница (большинство избирателей предпочитают больницу стадиону);

Стадион против театра: «победил» стадион (большинство избирателей предпочитают стадион театру).

Таким образом, мы определили, что большинство избирателей в обществе предпочитают товар стадион театру и больницу стадиону. Поэтому может показаться логичным вывод: общество предпочитает больницу театру. Но на самом деле это не так.

Если рассмотреть прямой выбор между товаром больницей и театром, мы увидим, что большинство избирателей предпочтут театр больнице.

Таким образом, решение зависит от порядка сравнения альтернатив. Если этот порядок выбирается случайным образом, то и окончательное решение окажется случайным. Если же определение порядка сравнения (формирование «повестки дня») находится в распоряжении одной из групп, то она способна без труда обеспечить победу наиболее устраивающей ее альтернативы.

Суть данной проблемы в том, что наши решения в этом случае голосования не обладают свойством транзитивности. Последнее предполагает, что если при сравнении альтернатив А и В побеждает А, а при сравнении В и С побеждает В то, сравнивая А и С, мы заведомо отдадим предпочтение А. Когда выбор не является транзитивным, его невозможно признать рациональным. В самом деле, мы вряд ли признали бы рациональным поведение домохозяйки, которая, выбирая покупки, сначала отдала предпочтение товару А перед товаром В, затем признала, что C ещё хуже, чем В, а в конечном счете купила бы именно товар С, заявив, что он лучше, чем А. В коллективном же выборе подобные ситуации, как мы видели, могут встречаться.

Выводы:

1. Все участники экономического процесса преследуют свои собственные интересы и стараются при этом действовать рационально. Следовательно, данное положение можно применить и к исследованию целей и социальных процессов, определяющих направления государственной деятельности. При этом государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения и убеждения.

2. Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами и основано на использовании прямых и косвенных методов.

3. Зачастую складываются ситуации, когда рыночный механизм не способен эффективно распределить ограниченные ресурсы (провалы рынка), поэтому направлениями государственного регулирования являются: защита конкуренции, производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных внешних эффектов (экстерналий), осуществление социальной политики.

4. Общественные блага являются противоположностью чистых частных благ, обладая свойствами несоперничества в потреблении, неделимости в потреблении и неисключаемости. Правительство берет на себя обязательство их производства или финансирования, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. Источником оплаты общественных благ являются налоги, взимаемые с частных лиц и корпораций, с зарплаты, с продаж потребительских благ и т.д.

5. Воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участие в сделке проявляется в наличии внешних эффектов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на благосостояние людей. Суть внешних эффектов состоит в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности.

6. При принятии правительственных решений возникает ряд проблем, которые могут быть рассмотрены в русле теории общественного выбора. Общественный выбор – представляет собой процесс объединения частных предпочтений в коллективные решения. Для объяснения процесса выбора рассматриваются такие методы принятия коллективных решений как единодушие, правило большинства и парадокс голосования

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите типичные «провалы рынка» и причины их возникновения?

2. Классифицируйте основные функции государства?

3. Охарактеризуйте чистое общественное благо?

4. По каким причинам регулирование внешних эффектов является функцией государства?

5. Охарактеризуйте методы определения общественного выбора с точки зрения эффективности принимаемых решений?

Существует несколько причин, по которым рынок не может самостоятельно справиться с задачей эффективного использования ресурсов. Это и несовершенство конкуренции при наличии рыночной власти , и внешние эффекты , и общественные блага . Все эти явления называют недостатками рынка. Как было показано, когда рынок дает сбой, государство может откорректировать результаты его работы и добиться улучшения в распределении ресурсов . Однако здесь возможны новые проблемы.  

Что понимается под структурной 5. взаимозависимостью экономик двух государств и почему она приводит к внешним эффектам международной политики 6.  

В данном случае затраты рассматриваются либо с точки зрения отдельного производителя, либо с точки зрения общества в целом. При этом иногда оба вида затрат совпадают, а иногда - нет. Это связано с тем, что не всегда все результаты производства имеют товарную форму, некоторые из них минуют отношения купли-продажи , оказывая прямое влияние на благосостояние общества и отдельных людей. Данное влияние может быть положительным или отрицательным. В первом случае будет иметь место внешняя экономичность или внешний эффект , а во втором - внешняя неэкономичность или внешние затраты . Например, общественные затраты , связанные с работой химического комбината, будут превышать его частные затраты на величину дополнительных внешних для комбината затрат на компенсацию социально -экономических последствий загрязнения окружающей среды . При этом не имеет значения, кто будет осуществлять эти дополнительные затраты государство, местные органы власти или жители близлежащих регионов. В данном примере загрязнение окружающей  

Если производство и потребление некоторого товара сопровождается положительными внешними эффектами , государство может установить дотацию его производителям или потребителям. (Например, могут выдаваться государственные субсидии на содержание физкультурно-оздоровительных, комплексов государство может принять на себя все расходы, связанные с вакцинацией против инфекционной болезни, и т. п.)  

В отличие от отраслей, предоставляющих традиционно платные для нашей страны виды услуг (бытовые, коммунальные, организованного отдыха и т. д.), учреждения здравоохранения и образования до начала 90-х гг. находились практически полностью на бюджетном финансировании . На основную часть их услуг, за исключением узкого круга, включающего услуги курсов кройки и шитья, иностранных языков, некоторых стоматологических поликлиник, цены не исчислялись. Поэтому процесс формирования и регулирования цен на услуги этих отраслей представляет значительный интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения . Вместе с тем наличие ряда особенностей, присущих только этим отраслям (высокая общественная значимость и наличие ), требуют широкого использования государством различных рычагов воздействия на спрос, предложение и уровень цен. Неразработанность этой проблемы, существование различных методических подходов к формированию цен на указанные виды услуг, сложность исчисления затрат обусловливают отсутствие единой общепринятой методики определения цен, что вызывает сложности и в практике ценообразования.  

Другая государственная функция - хозяйственной деятельности внешние эффекты и проводить перераспределение дохо-  

Эффекты государственных (нерыночных) благ связаны с тем, что существуют такие блага, производство которых не в состоянии осуществить рыночная экономика , однако такое производство рационально для всех. В этом случае функцию производства этих благ берет на себя государство и возникают внешние эффекты , вызванные указанным обстоятельством.  

Тем не менее многие экстерналий существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналий не будут устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналий устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.  

Создание рынков прав на загрязнения. Важная сфера деятельности государства - создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее рынки, и подключить под государственным контролем рыночный механизм к решению проблемы экстерналий. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов , рынки прав на загрязнения (чаще всего на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем механизма перепродажи лицензий на загрязнения.  

Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов , которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка. Государство призвано а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога б) предотвращать социальные выбросы (проводить предварительную государственную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность) в) административно запрещать производственную деятельность , наносящую вред здоровью людей г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды.  

В реальной экономике, однако, отсутствуют необходимые условия для конкуренции, и рынок все чаще оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Все это требует вмешательства государства для предотвращения расстройства рынка, возникающего по ряду причин, главными из которых являются следующие внешние эффекты , общественные блага , недостаточная конкуренция, отсутствие информации. Рассмотрим их в соответствующей последовательности.  

Загрязнения и связанные с ними издержки вызывают расстройство рынка. Может ли государство, используя весь арсенал средств, преодолеть трудности рынка Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько действенен государственный контроль за загрязнением окружающей среды и те способы регулирования внешних эффектов , которые государство использует, в частности административно-законодательный, опирающийся на стандарты, налоги и штрафные санкции , рыночные лицензии на выброс отходов.  

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс , требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений. Но это уже сопряжено с возможными провалами государства, которым посвящена лекция 50.  

Как отмечалось в параграфе 17.3, одним из возможных последствий внешних эффектов сетей является возникновение чрезмерной инертности, слишком медленный переход от старых технологий к новым. Очевидно, что государство в этом контексте действует как координатор действий различных агентов, участвующих в игре, с тем чтобы решить проблему яйца и курицы, порождающую чрезмерную инертность. Например, британское правительство приняло решение об упразднении аналогового телевещания после 2008 года. Возможно, только так и можно добиться того, что рынок, в частности телезрители, совершит этот переход. Но даже если политика британского правительства окажется эффективной для перехода от старой технологии к новой, актуален вопрос, оптимальны ли сам переход и время, выбранное для него, с общественной точки зрения . Потому как общий подход к государственной политике следующий если государство подменяет законы рынка , необходимо задаться вопросом, насколько полной информацией располагает оно о конъюнктуре рынка , ведь, как правило, все обстоит совсем не так.  

Трансфертные платежи представляют передачу государ-вом части налоговых поступлений от налогоплательщиков циальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью иксимизации положительных внешних эффектов для эко->мики в целом. Через трансфертные платежи государство рераспределяет налоговые доходы стимулирует возник-даение и реализацию положительных внешних эффектов ализует свою социальную функцию.