Составление рассказа по серии сюжетных картин. Особенности составления рассказа по серии сюжетных картинок детьми с общим недоразвитием речи Гербова сюжетные картины

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Кронштатова Екатерина Андреевна

студент кафедры дефектологического образования

г. Череповец, Россия

Научный руководитель: Захарова Татьяна Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент,

Череповецкий Государственный Университет

Кафедра дефектологического образования

г. Череповец, Россия

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассмотрены особенности составления рассказа по серии сюжетных картинок детьми с общим недоразвитием речи. Проанализированы характерные особенности данной категории детей. Представлены результаты по экспериментальной части и выявлены уровни составления детьми с общим недоразвитием речи рассказа по серии сюжетных картинок.

Ключевые слова: связная речь, дети с общим недоразвитием речи, дошкольный возраст, рассказ, сюжетные картинки.

Как известно, связная речь представляет собой основу коммуникации, жизнедеятельности человеческого общества в целом и отдельного индивидуума в социуме. На протяжении уже нескольких десятилетий связная речь является одним из фундаментальных понятий в области гуманитарных исследований (В.К Воробьевой, Л.П. Якубинским, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и др.).

Дошкольный возраст является сензитивным для развития всей стороны психической деятельности ребенка, поэтому в этом возрасте нужно уделять большое внимание к проблеме данного исследования. Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием (О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич и др.).

Из-за нарушенной речевой деятельности, связная речь имеет свои особенности, процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников, у большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования. Любые варианты монологических построений (пересказ, различные виды рассказа) имеют стойкие ошибки в виде смысловых пропусков, нарушения последовательности и связности, наблюдается ситуативность и фрагментарность изложения (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Цель — выявить возможности детей составлять сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень развития фразовой речи

Экспериментальной базой являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46» г. Череповец. Эксперимент проходил 2 мая, во второй половине дня. В исследование приняли 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня (составляли экспериментальную группу) и 5 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (составляли контрольную группу).

Нами была разработана методика на основе методики В.П. Глухова и Воробьевой В.К .

Ход проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и ОНР. Методика состоит из 5 заданий(5 серий картинок).

Экспериментатор предъявляет ребенку инструкцию «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой (при необходимости - указательный жест на первую картинку)».

Серии картинок (приложение 1):

1. Бабочка – серия из 2 картинок

2.Четвероногая помощь на войне – серия из 3 картинок.

3. Зайчик и Снеговик – серия из 4 картинок.

4. Огурец и капуста – серия из 4 картинок.

5. Неудачная прогулка – серия из 6 картинок.

Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (Назови, кого ты видишь на картинке.?, Чем он занимается? И др.)

Анализ проводился по критериям (низкий, средний, высокий уровень), раскрывающим выбранные нами параметры: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами, самостоятельное рассказывание.

Низкий уровень — Смысл картинки ребенок не понял, последовательность установил при помощи взрослого(наводящие вопросы, подсказки), рассказ состоял из заголовков к картинкам(Мальчик пошел, собака ушла и др.)

Средний уровень – Смысл картинки ребенок понял, установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельно, но составить распространенное предложение ребенок не смог, присутствует констатация фактов.

Высокий уровень – Смысловое содержание картинки ребенок понял; установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельное, составил подробный рассказ по картинкам.

Виды помощи:

1. Стимулирующие вопросы «посмотри внимательно».

2. Эмоциональная поддержка «Я верю, что у тебя получится», «Ты молодец, ты справишься».

3. Наводящие вопросы «А может быть случилось что- то».

4. Подсказка (применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).

Сравнение особенностей составления рассказов детей с ОНР и их нормально развивающих сверстников по каждой из серии картинок.

1 серия «Бабочка».

Серия картинок «Бабочка» состояла из 2 картинок («Девочка рисует бабочку» — «Девочка нарисовала бабочку»)

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка»

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результата таблицы можно сделать вывод о том, что по уровню выполнения задания дети с нормальным речевым развитием отстают от своих сверстников с ОНР. Дети обеих групп смогли правильно установить последовательность картинок и пояснить смысл.

В основном сообщения детей с нормальным речевым развитием и ОНР сводятся к констатации разрозненных фактов и действий, отмечается малая информативность, бедность лексико-грамматических средств языка, проиллюстрируем такой тип речевой продукции ответом из контрольной группы Костя С. «Девочка нарисовала бабочку».

Однако большая часть детей с ОНР показали высокий уровень развития связной речи так, например, в рассказе Артема А.: дал имя девочке, которая рисовала бабочку, рассказал, что девочке нужно было для рисунка, а в конце рассказал, предположил, кому она нарисовала бабочку, тем самым Артем А. не свел рассказ к констатации фактов, в рассказе присутствовало — начало, основная часть и конец истории — «Катя решила нарисовать бабочку маме и папе, взяла краски, налила воды и стала рисовать, рисовала, рисовала и нарисовала, потом она показала своей семье».

2 серия «Четвероногая помощь»

Серия картинок «Четвероногая помощь» состоит из 3 картинок – «Солдат раненный лежит — собака принесла аптечку — собака позвала на помощь».

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь»

Из таблицы видно, что у детей обеих групп возникли трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок «Четвероногая помощь».

Отмечались трудности в составление правильной последовательности: не могли разобраться, какая первая картинка, какая вторая, нуждались в наводящих вопросах (Посмотри внимательно, чем эта картинка, отличается от этой (взрослый указывает на картинки)).

Дети с нормальным речевым развитием в отличие от детей с ОНР, сразу догадались, кто изображен на картинке (раненный солдат), дети с ОНР не смогли вспомнить, человека, который изображен на картинке, это свидетельствует об органичности словарного запаса, только после наводящих вопросов дети вспомнили и назвали, кто изображен на картинке (Посмотри внимательно, где происходят действия? Что ты видишь на картинке? Кто ходит с оружием и носит зеленую форму?)

Только один ребенок с ОНР смог составить по сравнению с другими участниками, развернутый рассказ «Шел солдат и его подстрелили, собака увидела раненного солдата, подбежала и оказала ему помощь, солдат достал бинт и завязал себе ногу, собака убежала за помощью, и позвала других военных, которые помогли солдату, положили его на носилки и понесли в больницу». У остальных детей присутствует в основном констатация фактов.

3 серия «Зайчик и снеговик»

Серия картинок «Зайчик и снеговик» состоит из 4 картинок – «Зайчик не допрыгнул до морковки — принес лестницу и не достал-подождал, когда наступит весна — наступила весна, снеговик растаял, зайчик съел морковку»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Снеговик и зайчик» представлен в таблице 3.

Таблица 3

«Зайчик и снеговик»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Таким образом, из результата таблицы видно, что дети с ОНР самостоятельно расположили друг за другом картинки в линейную цепочку, основным фактором распределения смысловых компонентов в этой цепи является временная последовательность. Рассказы у большинства детей с ОНР в основном предельно кратки и сводятся к нескольким предложениям-заголовкам к картинкам, например, «Зайка хотел достать у снеговика морковку, но зайчик не допрыгивал, зайчик принес лестницу и тоже не доставал, потом он начал сидеть и потом настала весна, и зайчик достал морковку и съел».

Недостаточная связанность речевой продукции с точки зрения лексико-синтаксического оформления обусловлена преобладанием твердого типа межфразовых соединений, при котором каждое предложение рассказа оказывается коммуникативно сильным и начинается с наименования одного и того же предмета(зайчик).

Один ребенок с ОНР показал высокий уровень составленного рассказа по сюжетным картинкам. Рассказ представлял собой целые, законченные сообщения, в нем передалось не только линейно-временная последовательность, но и причинно-следственная связь между отдельными фактами действительности, так например «Построили дети снеговика, а мимо проходил голодный зайчик, он захотел достать морковку, но не мог допрыгнуть. Зайчик тогда принес лестницу и все равно не смог достать морковку, сел на лестницу и загрустил, когда стало тепло на улице, пришла весна, снеговик растаял и тогда зайка смог взять морковку и съесть ее».

Дети с нормальным речевым развитием справилась с этим заданием намного хуже, чем экспериментальная группа. Часть детей, не смогла правильно установить последовательность картинок и понять смысл сюжета, так например рассказ Максима Б. «Зайчик строил снеговика, поставил морковку, но солнце вышло и снеговик растаял». Остальная же часть детей установила последовательность, но в рассказы были предельно кратки и сводились к заголовкам каждой картинки.

4 серия «Капуста и огурец»

Серия картинок «Капуста и огурец» состоит из 4 картинок – «Капуста и огурец пошли на речку — огурец нырнул, а капуста раздевалась — огурец купается, а капуста раздевается — огурец накупался и замерз, а капуста так и не разделась»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Капуста и огурец» представлен в таблице 4.

Таблица 4

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Капуста и огурец»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Из таблицы видно, что дети с ОНР и их нормально развивающие сверстники в основном с заданием не справились. В установление последовательности картинок они путались, содержание картинок им было не понято, это свидетельствует о том, что они не могут выделить главного на картинках, бедные представления об окружающем мире, не понимают причинно-следственных отношений, так например рассказ Ксюши С. Из контрольной группы «Капуста и огурец гуляли, потом огурец упал в воду, а капуста листья вырывала свои, а потом она еще больше вырвала, а огурец обиделся, потому что огурец не слушался». Даже при помощи наводящих вопросов они не смогли понять смысл рассказа.

Только один ребенок с общим недоразвитием речи смог правильно проанализировать все картинки, установить причинно-следственные связи, подобрать нужные слова и составить рассказ. Артем А. «Одним летним днем, капуста и огурец пошли на речку купаться, огурец сразу же прыгнул в воду, а капуста раздевалась, раздевалась, огурец замерз уже, а капуста до сих пор не разделась».

5серия «Мальчик и собачка»

Серия картинок «Мальчик и собачка» состоит из 6 картинок – «Мальчик и собачка пошли гулять — собачка увидела цветок- из цветка вылетела пчела -укусила собачку в нос-мальчик заклеил нос собачке — собачка благодарит хозяина»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Мальчик и собачка» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Мальчик и собачка»

*ОНР –общее недоразвитие речи

Из таблицы следует, что все дети смогли правильно установить последовательность из 6 картинок, не нарушая логики события, понять смысл рассказа, сформулировать вывод (нужно осторожно нюхать цветок), но при этом присутствовало перечисление действие мальчика и собачки Ярик В. «Мальчик и собачка пошли гулять, потом собака нашла цветок розочку, потом пчела из розочки прилетела, потом ужалила собаку, мальчик начал жалеть собаку потом радостный»

Обобщив все вышеперечисленное можно сделать вывод.

Результат распределения детей по уровню знаний представлен в таблице 6.

Таблица 6

Распределение детей по уровню выполнения заданий

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результатов данной таблицы мы видим, что дети с общим недоразвитием речи лучше справились с заданиями, чем дети с нормальным речевым развитием.

У одного ребенка с ОНР наблюдается высокий уровень составления связной речи, он использовал распространенные предложения, самостоятельно и последовательно, передавал логику событий, присутствовала связь между фрагментами-эпизодами.

Большинство детей имеют средний уровень выполнения задания. Дети правильно смогли установить последовательность картинок, понять содержание, но рассказы содержали констатацию фактов, дети испытывали трудности при подборе слов, присутствовали длительные паузы, многим детям с ОНР рассказ был доступен при наличии наводящих вопросов.

Детей с низким уровнем выполнения задания больше из контрольной группы, они смогли составить последовательность картинок только при помощи наводящих вопросов, смысл некоторых серий картинок так был и не понят детьми, даже после обсуждения.

Таким образом, результаты исследования состояния связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР показали, что у дошкольников монолог сформирован недостаточно. Полученные данные указывают на необходимость проведения коррекционного обучения, который будет способствовать полноценному формированию личности, успешной социализации ребенка, эффективной подготовке к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М., 2000.
  2. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1995.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., 2006.

Приложение 2

1 серия картинок — «Бабочка»

2 серия картинок – «Четвероногая помощь на войне»



3 серия картинок «Зайчик и Снеговик»

4 серия картинок – «Огурец и капуста»

5 серия картинок – «Неудачная прогулка»

Инна Воронина
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие связной речи

через обучение

составлению рассказов

по картине и

серии сюжетных картин

Воспитатель : Воронина Инна Владимировна

2. «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки ,

и они заговорят свободно, непринужденно…»

К. Д. Ушинский

3. Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка , которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обосновал ценность картинок тем , что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове» .

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа , – стремление к развитию речи и мышления детей . Глядя на картинку , ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого , логически связного рассказа .

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы . Начинать лучше всего с составления рассказов по серии картинок . Можно поиграть в игру «Что сначала -что потом» , выстроив логическую цепочку из картинок , а затем приступить к их описанию. Предлагаю несколько вариантов с заданием «Составь рассказ по картинкам » Начинать можно с простых предложений, которые описывают происходящее на картинке . Возможно, малыш расскажет только «Кто?» и «Что делает?» . Наша задача обратить внимание на признаки предметов, таким образом сделав рассказ подробнее и интереснее.

4. Задача педагогов и родителей заключается в том,

чтобы помочь детям

научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно ,

понимать речь собеседника,

т. е. вести содержательный диалог

5. В обучении детей рассказыванию

по картине принято выделять

несколько этапов :

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам , а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания . Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы , но и повествовательные рассказы , придумывать начало и конец сюжета картины .

6. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых

7. ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ

ПО КАРТИНЕ

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины .

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ .

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН (Вы можете прочитать на слайде)

9. Структура составления рассказа (на слайде) .

10. Картинка «Рыжий кот пьет молоко»

Кто пьет молоко? Кто нарисован? Что кот делает?

Какого цвета кот? Какой кот?

Что пьет рыжий кот?

А откуда в тарелке молоко?

11. Беседа по серии картинок - Их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии , затем высказывания детей объединяются в один сюжет .

Куда направлялся мальчик? - Придумайте для мальчика имя. – Кто встретился на его пути? - Какое решение принял мальчик? - Почему мальчик решил взять щенка? - Как Вася назвал своего щенка? - Как мальчик заботился о щенке? - Каким стал щенок? - Что вы можете сказать о времени года на первой, второй и третьей картинках ?

12. Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Публикации по теме:

Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде,.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Клубок» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного впечатления об.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект НОД по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе. Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка» Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие речи детей 3–4 лет посредством рассматривания сюжетных картин РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН. Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных картин: рассказ-описание и рассказ-повествование.

А.А. Алексеева отмечает, что обучение составлению рассказа-описания по последовательной сюжетной серии картин начинается в средней группе. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии (не более трех), связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. (1, с. 320).

В старшем дошкольном возрасте дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам, составление рассказов повествовательного характера. (1, с. 323)

В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы обучения: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания. (ОК 9)

Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается - дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии:

  • - на доске (экране, мольберте) выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
  • - вся серия картинок находится на доске (экране, мольберте), первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
  • - дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа). (24, с. 46) (ОК 5)

А.А. Алексеева считает, что методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец и другие (1, с. 324).

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

В этой группе проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы: словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. (1, с. 325)

С. Лелюх, Т. Сидорчук разработана методика обучения дошкольников работе с серией картинок. Авторы считают, что обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 годам -- 3--4. Картинки должны отражать реальный опыт детей -- хорошо знакомые действия взрослых по отношению к ним самим (умывание, кормление, укладывание спать и т.д.).

В возрасте с 4 до 5 лет работа происходит с 4--6 картинками, которые отражают типичные события, переживаемые детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес).

События и действия, которые дети наблюдают как бы со стороны и в их собственном опыте пока не присутствующие (оказание помощи каким-либо ребенком какому-либо зверю или птице, спасение кого-либо кем-либо в лесу или на воде и т.д.), вводятся постепенно, начиная с двух картинок, а потом, со временем, дополняются до четырех.

В этом же возрасте можно использовать серию картинок, связанных со сказочными ситуациями: например, ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей.

В возрасте 5--7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6--8 «кадров», связанных с разнообразным содержанием: личным опытом детей, наблюдаемыми со стороны действиями других, сказочными ситуациями, не подтвержденными известными детям текстами. Желательно, чтобы воспитатель самостоятельно разрабатывал серии таких картинок. При этом истинная последовательность картинок не должна быть заранее известна детям (12, с. 5).

При подборе серий картинок воспитатель должен сначала четко ответить себе на все вопросы и сам выполнить все задания. Не рекомендуется использовать серии картинок, в которых так или иначе нарушается логическая цепочка (23, с. 7).

Предлагаемая авторами система занятий призвана развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Для этого, как отмечают исследователи, нужна достаточно четко построенная методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок, которая должна носить характер технологии. (ОК 9) Выделяют следующие этапы работы воспитателя:

  • 1. Предварительная работа, в которой рассматриваются последовательность действий, наблюдаемая или проживаемая ребенком в реальной жизни, и последовательность событий в знакомых литературных произведениях.
  • 2. Пошаговая система игровых упражнений по обучению детей работе с серией картинок. Представленная методика носит обобщенный характер. Задача воспитателя -- адаптировать каждый шаг к конкретному возрасту детей, с которыми он работает. При этом последовательность шагов не должна быть нарушена.
  • 3. Проверочные задания, при выполнении которых дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок. (12, с. 3)

На первом этапе проводится предварительная работа: с реальными ситуациями и с литературными произведениями. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Например, дети намыливают руки в ванной комнате. Воспитатель спрашивает: Что вы делали до этого? Что вы будете делать после того, когда намылите руки?Зачем мы все это делали? Цель таких бесед -- научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий и их результат.

В качестве подготовки может служить работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях. Работа с литературными произведениями проводится с целью упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей текста и сформировать умение определять цель героя по его изображаемому действию. После чтения какого-либо литературного произведения воспитатель на глазах у детей производит «раскадровку» текста. Обсуждение последовательности действий идет по картинках, раскрывающим содержание текста и с помощью вопросов: Кто изображен на этой картинке? Что он делает? Какая цель этого действия?

Картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений, рекомендуется использовать только на первом, подготовительном этапе. (12, с. 5)

Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Названия игр разные, но цель одна: установление логической цепочки в действиях, изображенных на картинках.

Авторы методики отмечают, что нецелесообразно говорить ребенку, например, такие фразы: «Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности», «Мы вместе разложим картинки правильно». Установлено, что такие фразы мало стимулируют интерес детей к данному виду деятельности. (23, с. 6)

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе. Игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребенок освоил предыдущие задания. (23, с. 8)

На втором этапе детям предлагается система игровых упражнений для обучения детей работе с серией картинок. Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им: освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок; осознать последовательность этапов работы.

Цель используемых игр: научить ребенка раскладыванию серии картинок слева направо в одну линию; развивать умение видеть серию картинок в целом; находить основных героев и общие объекты на всех картинках; научить ребенка находить, перечислять и обобщать места, в которых происходит действие на картинках (ОК 7).

Организация работы на втором этапе должна осуществляться с учетом уровня развития детей определенного возраста и носить на первых порах индивидуальный или подгрупповой характер. Группы составляются с учетом уровня развития детей. Чем выше уровень детей, тем больше их может быть в группе (12, с. 7).

На третьем этапе дети самостоятельно составляют рассказы по собранной ими серии картинок. С этой целью детям предлагают игровые упражнения: «Играем в учителя», «Помощники», «Загадочные истории в подарок друзьям» и другие.

В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться:

  • - раскладывать отдельно взятые картинки (кадры) в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета;
  • - составлять связный краткий рассказ сюжета;
  • - осознавать и озвучивать правила составления серии картинок (т.е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности).

Педагог должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.

Таким образом, проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Главной задачей развития связной речи ребёнка старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

На занятиях по обучению детей рассказыванию по серии картин решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание, формировать умение связно, последовательно описывать изображенное, активизировать и расширять словарный запас, учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале серии сюжетных картин рекомендуется использовать разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и другие.

Рассказывание по серии сюжетных картин способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.

Часто родители говорят, что не разбираются в живописи, что и сами могут сказать о картине только два слова: нравится или не нравится, красиво или не красиво.

Но всё не так сложно, как вы думаете!

Конечно, перед тем, как проводить с ребёнком такое занятие, родителям необходимо подготовиться. Нужно найти подходящую картину для составления рассказа.

Изображение на картине должно быть понятно малышу, вызывать какие-то эмоции, либо воспоминания из личного опыта или из известных ему художественных произведений.

При отборе картин для рассказа пользуйтесь следующими правилами:

· Желательно, чтобы картина была нарисована великими художниками в стиле жанровая живопись, чтобы ребёнок приобщался с раннего возраста к искусству, проверенному временем.

· Можно использовать и картины современных художников, а также художников -иллюстраторов, которые рисуют картинки для детей.

· Действие, изображённое на картине должно быть понятно современному ребёнку. Если события на картине непонятны ребёнку, даже если вы ему рассказываете, что происходит или может произойти с героями картины, такую картину лучше не использовать для рассказа.

· На картине изображены дети.

· На картине изображены животные.

· На картине изображены дети и животные.

И вот вы подобрали картину, например, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.

Взрослый предлагает малышу посмотреть на картину. Не нужно ничего говорить или объяснять в первые 2- 3 минуты, пока малыш рассматривает картину. После того, как ребёнок перевёл свой взгляд от картины на другие предметы, можно начинать задавать ему вопросы. (В скобках приведены примерные ответы ребёнка).

Вопросы.

1.Понравилась тебе картина? (да)

2.Где происходит действие, нарисованное на картине? (в лесу)

3.Какие деревья растут в этом лесу? (сосны)

4.Если в лесу растут только сосны, как называется такой лес? (сосновый)

5.Какое время года изображено на картине? (лето)

6.Почему ты понял, что это лето? (видна яркая зелёная трава, медведи зимой спят в берлоге и не гуляют по лесу)

7.Какое время суток изображено на картине? (утро)

8.Почему ты понял, что это утро? (Солнце ещё не поднялось высоко в небо, поэтому лес полностью не освещён яркими солнечными лучами. Солнце падает только на высокие макушки сосен.)

9.Как ты думаешь, почему высокая сосна упала и разломилась на две части? (Видимо, была гроза с громом и молнией. И одна молния попала прямо в дерево, поэтому сосна упала и разломилась на две части.)

10.Кто изображён на картине? (медведи)

11.Сколько медведей на картине? (4 медведя)

12.Все четыре медведя одинаковые? (Нет.)

13.Как ты думаешь, большой медведь – это мама медведица или папа медведь? (мама медведица)

14.Кто остальные три медведя? (Это медвежата)

15.Что делают медвежата? (Два медвежонка залезли на поваленное дерево и хотят кататься на нём как на горке, а третий ещё не залез, но тоже хочет к ним присоединиться.)

16.Что делает мама медведица? (Она ругает медвежат.)

17.Почему мама - медведица ругает медвежат? (Волнуется за них. Боится, что медвежата ещё очень неуклюжие, что они упадут с поваленного дерева и получат травму.)

18.Как ты понял, что мама - медведица ругает медвежат? (Медведица смотрит на медвежат, которые залезли на поваленное дерево, пасть у неё открыта и видны зубы. Чувствуется, что ей не нравится поведение медвежат, она злится. А медвежата, которые залезли на поваленное дерево, смотрят на маму медведицу.)

19.Как ты думаешь, медвежата послушались свою маму и слезли с поваленного дерева? (нет)

20.Как ты думаешь, мама - медведица накажет медвежат за непослушание? (да)

21.Как может мама медведица наказать медвежат? (отшлёпает их по попе)

22.А ты всегда слушаешься свою маму? (ответ ребёнка из личного опыта)