Повесть тамань анализ. План главы тамань. Печорин прибыл в Тамань

«Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию.

А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет об этой поэме в прозе: «мимолетный роман, который Печорин завязывает с контрабандисткой, смахивает скорее на грубоватую интрижку, вполне в духе странствующего офицера».

В действительности все сложнее. Печорин с его глубоким трезвым умом лучше, чем кто?либо другой, понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мятущаяся душа. Он понимает с самого начала безрассудность своих поступков, всей истории с «ундиной» и другими контрабандистами. Но в том?то и заключается странность его характера, что, несмотря на присущий ему в высшей степени здравый смысл, он никогда не подчиняется ему целиком, – для него существует в жизни нечто более высокое, чем житейски выверенное благоразумие. Поэтому, посмеиваясь и иронизируя над собой, он все же не может не откликнуться на зов загадочно манящей свободной, наполненной опасностями и тревогами жизни контрабандистов. И пусть во всем этом ему до конца откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, – для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной «тревог и битв» человеческой жизни.

Постоянное колебание между «реальным» и заключенным в его глубинах «идеальным» ощущается почти во всех образах «Тамани», но особенно в девушке?контрабандистке. Имени ее не названо, автор дает только описание девушки. Отсюда эти резкие переходы в восприятии ее Печориным – от завороженного удивления и восхищения до подчеркнутой прозаичности и будничности. Этому способствует и характер девушки, весь построенный на неуловимых переходах и неожиданных контрастах. Она так же изменчива и неуловима, как и ее жизнь, беззаконно?вольная, исполненная неожиданностей, в которой имеются свои романтические глубины.

В отрывке о приходе «ундины» к Печорину в душе героя проносится целая буря чувств. Накопившиеся чувства прорываются, страсть мгновенно охватывает героя, только что столь трезво рассуждавшего. По существу в этом отрывке три главных типов героев: «ундина» как представительница загадочно?таинственного мира вольной жизни и неподдельно?естественной красоты, «линейный казак» – воплощение мира обыденной повседневности и, наконец, Печорин, беспокойно мятущийся, между этими двумя мирами.

Буря, окончившаяся ничем, поманившая призраком счастья, оборачивается для героя в конце отрывка, как и вся новелла, прозаическим «ущербом», иронически оттеняющим опустошенность, усиливающуюся в душе обманутого в своих ожиданиях героя. В одном случае опрокинут чайник с остатками чая, в другом героя чуть не утопили и украли у него шашку и кинжал. В отрывке, как и в новелле, в целом маячит фигура казака, этого Максима Максимыча, низведенного в своей заурядности до чина рядового.

Повествование «Тамань» словно впитало в себя отраженную в нем морскую стихию. Чередование романтического и реалистического планов в отрывке и новелле выдержаны в упругом, беспокойном ритме морского прибоя.

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - это необычное по своему построению произведение, состоящее из отдельных повествований, соединенных воедино при помощи одного единственного героя. Привычное для читателя расположение событий в хронологическом порядке также не свойственно данному произведению. Все происходящее описывается с двух сторон, главный герой сначала рассматривается со стороны, а затем мы узнаем о нем из его собственного дневника. Я думаю, что именно благодаря такому нестандартному подходу к написанию романа, автор позволяет читателю в полной мере раскрыть душевный мир главного героя и познать все грани его характера.

Глава «Тамань» является одной из первых в цикле повестей, относящихся к запискам главного героя. Именно тут мы имеем возможность проследить за собственными размышлениями Печорина по поводу событий, происходящих с ним. Еще до этой главы в «Бэле» мы узнаем, что герой произведения любит неоправданно и неограниченно рисковать, попадая в различные неприятности, там с черкешенкой, а здесь с контрабандистами. Но в «Тамани» мы видим Печорина анализирующего ситуации, в которые он попадает, что приводит героя к выводу, что все, что с ним происходит - не случайно, что он является своеобразным «топором в руках судьбы»: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!» Печорину становится ясно, что во всех рискованных ситуациях именно он являлся главным действующим персонажем.

Именно в этой главе наш герой осознает свое значение в судьбах встречающихся ему людей. Печорин приравнивает себя к «камню», брошенному судьбой в «гладкий источник». Он понимает, что его присутствие в судьбах окружающих вносит в их жизнь хаос и беспокойство. В данной главе мы впервые встречаем Печорина за размышлениями о том, что именно приготовила ему судьба, какая участь ждет его дальше.

Однако автор сумел удивить нравственным итогом размышлений главного героя. Печорин полностью равнодушен к проблемам окружающих, он никак не желает осознать своей вины в происходящем, обвиняя во всем судьбу. Вот как Печорин говорит в итоге своих размышлений: «Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»

Также необходимо отметить, что в главе «Тамань» очень гармонично переплетаются романтические и реалистические способы повествования. Автор романтически описывает окружающие пейзажи, в частности море, картина которого помогает читателю лучше понять образ романтика Янко. Реалистически в рассказе описаны характеры и быт контрабандистов: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Несмотря на то, что в «Тамане» мы впервые встречаем собственные размышления Печорина, эта глава является завершающей в первой части романа. Многие специалисты считают, что деление произведения на части у Лермонтова нет, однако я думаю, что именно главой «Тамань» завершается тот раздел произведения, где автор описывает главного героя преимущественно со стороны. Ведь здесь на первом плане перед читателем происходящие события и поступки Печорина. Только финальная часть главы демонстрирует собственные мысли героя, раскрывающие его внутренний мир. В полной мере Печорин показывает себя в следующих главах романа «Княжна Мери» и «Фаталист», где он ясно осознает собственную «избранность» и трагедию, которые представлены его жизненными принципами по отношению к окружающему миру.

Главу «Тамань» можно отнести к тем частям романа, смысл которых понятен, а изложение точно и лаконично. Все душевные терзания главного героя переданы читателю простым и понятным языком. Повесть небольшая, однако, очень познавательна и интересна.

Я считаю, что глава «Тамань» - неотъемлемое связующее звено между двумя частями романа. Именно в ней начинается процесс раскрытия внутреннего мира героя, приоткрываются истоки его личной драмы.

Именно с Тамани начались приключения Печорина на Кавказе. Глава является отдельной повестью, но между тем составной частью произведения в целом. В ней происходит знакомство с дневником Печорина, позволяющее заострить внимание на внутреннем мире главного героя. Его душевных переживаний и терзаний. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» поможет понять, что двигало Печориным на момент совершения им тайных поступков, их мотивацию.



В записках видно, что Печорин устал, измучен и подавлен, но приключение, случившееся с ним в Тамани, взбодрило его не на шутку, ведь он чудом остался жив, едва не погибнув от рук контрабандистов.

В Тамань Печорина занесли дела служебные. Впечатление город произвел скверное. Вынужденный искать ночлег, он останавливается у, мягко говоря, странных людей. Хозяин жилища слепой парень. Его подруга загадочная девушка. Поведение этих двоих сразу показалось Печорину странным. Вели они себя осторожно, словно пытались что-то скрыть. Григорий решил проследить за странной парочкой. Оказалось эти двое связаны с контрабандистами. Выяснив их тайну, он чуть не лишился жизни. Девушка, пригласив Печорина на тайное свидание, планировала утопить его, сбросив с лодки. Чудом ее коварный план не осуществился.

Что двигало Печориным, когда он решил устроить слежку обычное любопытство или очередная жажда приключений. Зачем он вторгся в чужую жизнь, нарушив покой «честных контрабандистов»? Может он поддался женским чарам, раз с такой легкостью согласился на свидание. Недаром он сравнивает девушку с русалкой, заманивающей в сети чересчур любопытных. Ведь ей удалось обвести его вокруг пальца. Его, который сам любил расставлять ловушки, играя судьбами людей.

Печорин считал, что это не случайность. Он недоумевал.

«Зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Он впервые понимает, что играет роль в чужих судьбах. Он вторгся в чуждый ему мир, нарушив спокойствие и внеся смуту. Душевные переживания терзают Григория, мучая и не давая покоя. Но, анализируя происшедшее, Печорин приходит к выводу, что вины его как таковой в случившемся нет. Он остается безразличен к судьбам других, ведь свои интересы он всегда ставил выше других.

«…Какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».



В главе «Тамань» переплелось романическое начало с суровой действительностью. В ярких красках описаны местные красоты. На фоне живописного пейзажа образ контрабандистов раскрывается лучше. Вольный образ жизни, смекалка, хитрость в этом тоже есть своя романтика, но внутренний мир этих людей оставляет желать лучшего. Они пропитаны алчностью, жаждой наживы. Их отношения не были построены на любви. Скорее этими двумя двигали свои интересы, и целью была личная выгода.

Эта глава наиболее четко показывает внутренние ощущения Печорина. В ней оценка всех поступков. Завеса тайны характера приоткроется, предоставив возможность читателю самостоятельно вынести вердикт относительно главного героя.

После дикого путешествия Печорин вернется в круг, гораздо ближе и родней ему. В «водяное общество», в котором он словно рыба в воде и уж здесь он заставит всех плясать под свою дудочку, а не наоборот.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

«Тамань» - первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование... «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!..» - с горькой иронией думает Печорин.

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, - две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.

В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.